7 фактов о магии русской печи.
Кроме приготовления еды и отопления: на печи рожали, на печи росли, сватались, лечились, на печи лежали «на пенсии», на печи умирали.
Уважение
Отголосками языческого антропоморфизма, когда огонь рассматривался как живое существо, стали многие приметы. Если, например, кто плюнет в печной огонь или зальет его водой, у того или рот покроется язвами или будут отниматься руки. Если женщина бросит в огонь волосы с расчески, то будет страдать мигренью. Отдавать уголья из печи нельзя, только в редких случаях давать взаймы, или вместе с ними дом покинет благополучие. А в целом за огнем к соседу, как правило, ходили безалаберные и никчемные хозяева.
Сон
Увидеть печь во сне во всех вариантах оценивалось как хороший знак. Если в печи горит огонь, это сулит всякое уважение и признание, если печь очень красивая – к прибыли. Если снится, что разводишь огонь, значит запланированное предприятие пройдет с успехом.
Мифология
Загадка-притча о роли печи в жизни: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются».
Жертва
Во многих областях был обычай от каждого горшка еды сначала кормить печь – приносить в жертву огню первую ложку. То же самое делали с тестом для хлеба, а чтобы не случилось пожара в печь периодически бросали кусок сала. В день зимнего был распространен обряд почитания очага, когда в печь бросали дубовый кряж – бодняк, и устраивали в честь огня пир, бросая в него еду, монеты, поливая вином и маслом.
Рождение и смерть
Русский крестьянин считал за счастье родиться на печи и умереть на ней, потому что после кончины печь провожала его душу на небеса. Что же касается рождения (зимних детей), то если дрова горели дружно, человек будет умным, здоровым и работящим, и наоборот. А если гасли, ребенок – не жилец.
Сватовство
В ряде губерний, когда в дом приходили сваты или сваха, потенциальная невеста забиралась на печь под ее защиту. Если жених не был ей люб, то она не слезала с печи до самого ухода сватов.
Похороны
После похорон, переступив порог, прикладывали ладони к печи и грели руки, а если она топилась, то потирали их над огнем, чтобы не занести в дом смерть. Говорят, что особо впечатлительные подолгу смотрели на огонь, который помогал освободиться от страха смерти.
● СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ или КАК отЧАРОМУТИЛИ Русский Язык. ●
НАШИ древние пращуры, СОЗДАВАЯ свой язык, не использовали законов грамматики, которые придумали современные лингвисты. Мало того, они не использовали при этом законов современной логики. ЖИЗНЬ наших пращуров протекала в тесном контакте с природой и ПОДЧИНЯЛАСЬ не умозаключениям, а ВИЗУАЛЬНЫМ ОБРАЗАМ, возникающим в сознании при произнесении того или иного звука.
Поэтому им не нужны были толковые словари, так популярные в современности. В любом слоге они ВИДЕЛИ какой-то вполне определённый образ, который вызывал в теле особые вибрации и чувства.Современный человек привык оперировать не образами слов, а их понятиями, которые внушаются во время обучения.
И всё бы ничего, если бы стараниями отечественных лингвистов-нерусей (известно ведь, что академиками в России были выходцы из Европы) многие слова, как и законы словообразования были искажены, чтобы русские люди перестали понимать язык своих предков.Это был грандиозный план по уничтожению корней, питающих русский народ осмысленностью существования и управления собственной судьбой.Однако никакие их усилия не смогли уничтожить тех основ образного мышления, на которых вырос самый великий язык Земли. Они добились только того, что появился так называемый КНИЖНЫЙ язык, который объявил языковую практику народа архаизмом. Эти лингвисты-неруси засорили русский язык различными научными «терминами» не вызывающими в голове ученика никакого образа, кроме головной боли. Именно поэтому эти «термины» приходится не учить, а заучивать (зубрить).
Народ же продолжал общаться на собственном языке, благодаря чему до нас дошли те образы, которые закладывали в слова пращуры.Однако, наряду со словами, которые сохранили свой смысл полностью, имеются слова, смысл которых утрачен и мы не осознаём тот образ, который в них заложен, а имеются и слова-перевёртыши, которые изменили свой смысл на прямо противоположный тому, который вкладывался в эти слова в момент их рождения.
Основой русского языка является ЛОГ – Лад Осмысленный Головой – движение мысли, или просто МЫСЛЬ. Когда мы соединяем мысли, то они, взаимодействуя, порождают образ (С-МЫСЛ), который называется СЛОГ – Соединённый ЛОГ. СЛОГ представляет собой сочетание ГЛАСНОГО (ГАЛАСНОГО) звука выражающего одну из вселенских сил, и СОГЛАСНОГО (сопутствующего гласному), который выражает состояние этой силы (её уровень и положение в пространстве и времени). Русский язык называется ГАЛАСНЫМ и потому, что в нём наибольшее число гласных звуков (среди индоевропейских языков), и потому, что морфемы (корни слов) основаны на гласных звуках (в отличии от арабского языка, который является зеркальным отражением русского и корни его слов основаны на согласных звуках).Таким образом, изначальный русский язык является языком СЛОГОВЫМ, в каждом слоге которого имеется собственный смысл и образ. Эта особенность русского языка позволила создать письменную традицию, существующую задолго до внедрения на Руси церковно-славянского письма, которая называлась РУНИЧНЫМ письмом. Каждая РУНА (Резаный знак) обозначала отдельный СЛОГ, несущий в себе определённый образ.
В том случае, когда необходимо было отразить более сложный образ, отдельные СЛОГА объединялись (сВОдились) вместе и начинали составлять СЛОВО (Слоги сВОдные). В этом случае один СЛОГ нёс в себе основу образа, а другие назывались приставными. Если приставной слог стоял впереди основного, такой слог назывался ПРЕД-ЛОГ (стоящий ПЕРЕД сЛОГОМ), а если после слога, такой слог назывался ПРОЛОГ (ПРОдолжающий сЛОГ). Все «научные» термины, типа «суффикс» и тому подобное, только мешают развивать образное мышление людей, всё больше отрывая их от родовых корней.
Скажите, какой образ рожается в вашем сознании при произнесении слога РА, а РО, а РУ? Никаких? Вот в этом всё дело. А для наших пращуров эти слоги имели вполне определённый образ и смысл.
РА – движение силы (СВЕТ): РАсцвет, поРА, РАдуга….
РО – движение окольное (медленное): РОхля, доРОга, бРОдить, РОст….
РУ – движение стремительное (оставляющее след): РУбить, РУшить, РУчей, РУка….
РЕ – движение широкое (переносящее энергию), зачастую возвратно направленное: РЕка, РЕмень, РЕзать….
РЫ – движение усиленное: пРЫжок, РЫвок, РЫть….
Рассматривание слова по слогам похоже на рассматривание составляющих предмет частей. Рассмотрим, например, СТОЛ. Он состоит из:
Столешница (верхняя пластина),
Ножки (стойки, на которых лежит столешница),
Связи (горизонтальные пластины, соединяющие ножки).
Чтобы изготовить стол, необходимо представить себе форму каждой из его частей в отдельности, и все их вместе. СЛОВО выражает образ предмета, поэтому обладает теми же свойствами, что и он. Слово СТОЛ можно соотнести с образом, который оно отражает (при слоговом письме) следующим образом: СЪ-ТО-ЛЪ.
СЪ – Связи.
ТО – ТОпы (сТОпа – то, на что опираются).
ЛЪ – Ладонь (Лань, Лата) – то на чём размещаются яства.
При этом образ, который заключён в слове, должен сохраняться (даже дополняться) при рассматривании слова «с изнанки» (при прочтении СЛОГОВ справа-налево). Слово СТОЛ при этом будет читаться как ЛЪ-ТО-СЪ – ЛАД ТО СЕМЬИ.
Часто, чтобы выразить целую фразу, состоящую из нескольких слов, от каждого брали знак, обозначающий основной слог, и из этих знаков (Рун) составляли новое слово, содержащее в себе образ, который выражался этой фразой. Так, например, фраза ВЕдающий ЛЕпоту Сотворения превратилась в имя Бога – ВЕЛЕС, а фраза Ведающий ЛАД И МИР превратилось в имя ВЛАДИМИР, которое неправильно понимают, как ВЛАДЕЮЩИЙ МИРОМ (опуская при этом звук И).
После такого вступления можно перейти к теме этой статьи, заявленной в заголовке.
Как отмечалось выше, стараниями лингвистов-нерусей в некоторых словах русского языка нарушена образность, заключённая в их корневой основе. О таких словах и пойдёт далее речь.
МУЖ и МУЖЧИНА.
Слово МУЖ у русичей означало МОГУЩИЙ УДОВОЛЬСТВОВАТЬ ЖЕНУ.
Слово УДОВОЛЬСТВОВАТЬ означало, что человек способен обеспечить жену довольствием (пропитанием и всем остальным, что необходимо для жизни и продолжения рода). Это слово относилось к любому человеку мужского пола, достигшему зрелости в профессиональном смысле.
Слово МУЖЧИНА у русичей означало, что МУЖ обрёл положение в роду (ЧИН), то есть женился. При этом он мог отделиться от родителей и получить собственный надел – вотчину. Это можно подтвердить значением корня ЧИН, присоединённого к корню МУЖ.
ЧИНИТЬ – действовать, делать, править, исправлять. То есть, слово МУЖЧИНА означает МУЖ ДЕЙСТВУЮЩИЙ.
А теперь, когда мы знаем истинное значение слова МУЖ, попробуйте дать определение слова МУЖЕСТВО (муж-ество) – природа мужа – умение добывать средства к существованию семью (храбрость, смелость и отвага никакого отношения к мужеству не имеют).
В настоящее время эти слова изменили своё первоначальное значение.
ЖЕНА и ЖЕНЩИНА (Женчина).
Слово ЖЕНА у русичей означало ЖИЗНИ ЕСТЕСТВА НАДЕЖДА.
Слово ЕСТЕСТВО означало ПРИРОДУ. Это слово относилось к любой особе женского пола, вошедшей в детородный возраст.
Слово ЖЕНЧ(Щ)ИНА у русичей означало, что ЖЕНА обрела положение в Роду (стала замужней).ГОРА и ВУЛКАН.
Слово ГОРА (ГО-РА) означало ДВИЖЕНИЕ СВЕТА.
Это означало, что с вершины двигается свет (именно поэтому слово ГОРА имеет общий корень со словом ГОРЕТЬ), что могло быть только в том случае, если с вершины стекала горящая лава. Здесь прослеживается связь со словом ГОРИЦА, что означало КУРГАН С ПОГРЕБАЛЬНЫМ КОСТРОМ НА ВЕРШИНЕ. Здесь прослеживается и связь с Богом огня - ГОРОМ, и со ЗМЕЕМ ГОРЫНИЧЕМ, извергающим пламя. А нападение Змея-Горыныча, сжигающего людское жильё – это описание извержения горы (вулкана), когда раскалённые камни и сгустки магмы падали с неба на селения людей. Учитывая, что русский язык – это язык образов, попробуйте в воображении нарисовать картину слов «вулканическая лава» и «горячая лава». Какой образ родился легче и был более ярким?
Значит, наши пращуры называли ГОРОЙ то, что сейчас мы называем ВУЛКАНОМ (нарушив все законы образного мышления). Тогда народ Болгары (большие гари) был назван так потому, что занимался земледелием на выжженных участках земли.Слово ВУЛКАН (ВАЛ-КАН) означало ВАЛА КОНЕЦ (вершина).
Словом ВАЛ(Ы) русичи обозначали продолжительные возвышенности, а более возвышенные части на верху ВАЛОВ называли ВАЛКАНАМИ (концами валов, вершинами). Здесь прослеживается связь со словом ВАЛУН (ВАЛ-ОН). Значит, наши пращуры называли ВАЛКАНОМ то, что мы сейчас называем ГОРОЙ. До сегодняшнего дня сохранилось название народа, который был назван по месту проживания – балканцы (валконцы – жители вершин). Можете проследить по карте Европейской части континента и сравнить ландшафт местности с её названиями, чтобы убедиться, что возвышенности раньше назывались ВАЛАМИ, а «горы» ВАЛКАНАМИ.
КУЛЬТАРРА и КУЛЬТУРА.
Слово КУЛЬТАРРА означало СОБИРАНИЕ сил ЗЕМЛИ и СВЕТА.
Это можно понять, если записать слово слоговым способом (КУ-ЛЬ-ТА-РЪ-РА) и соединить их группами (КУЛЬ ТАРЪ РА).
КУЛЬ – ёмкость для собирания. С этим корнем мы видим слова: КУЛич – обрядовый предмет, при призыве весны. КУЛак – собранные в груду пальцы руки.
ТАР – участок земли для проживания рода, сила земли питающая род.
РА – сила света.
Это было мировоззрением наших пращуров язычников, почитающих Землю-Мать (ТАРУ) и Силу Белого Света (РА).
Слово КУЛЬТУРА означало СОБИРАНИЕ ТЁМНОГО СВЕТА.
Это так же можно понять, пользуясь тем же методом. (КУ-ЛЬ-ТУ-РА – КУЛЬ ТУРА).
То, что КУЛЬ – это собирание, мы рассмотрели в прошлом примере, как и значение РА.
ТУ – противоположный, тёмный. Примеры: ТУгой – малоподвижный, ТУпой – не острый. ТУжить – плохо жить. ТУман – невидимость.
Таким образом, выходит, что ТУРА – тёмный свет.
Получается, что русских людей заставили поменять свою светоносную веру на тёмную.
Кто-то может возразить, что слово КУЛЬТУРА читается, как КУЛЬТ УРА или КУЛЬТ У РА.
Однако нужно вспомнить, что КУЛЬТ означает ОБРУБОК и КРИВОЙ. Примеры: культяк – косолапый, криворукий, КУЛЬТя – рука или нога без пальцев, КУЛТышить – хромать, КУЛТышки – дурная стряпня. (словарь Даля).
Получается значение слов КУЛЬТ УРА – обрубок УРА, или КУЛЬТ У РА – хромота у Света.
А какое значение по Далю у слова «культура»? КУЛЬТУРА – возделывание, обработка (включая прополку и обрезку).
А что же наши отечественные лингвисты? А именно они «правильно» объясняют нам, как мы должны понимать слова, которые они «втулили» в русский язык.
Вот так культивируют (пропалывают и обрезают) наше сознание подменой понятий.
Возможна подмена словом КУЛЬТУРА другого значимого слова – КОЛ/ь,о/ТУРА, которое берёт своё начало в языческой древности, когда существовали предсказательницы-Пифии, даже не слова, а целой фразы: «КОЛ/ь/Т У РА».
Начало этого искажения случилось от искажения слова ОРАКОЛ – ОРА КОЛ = прОРОчества центр (центр общения с Богом), с заменой звука «О» на «У». Русское слово ОР означает «общение с собеседником, находящимся очень далеко», а слово КОЛ означает «ось», «центр».
В месте, где находился ОРАКОЛ, горел священный огонь – отсюда РА, а во время обряда, предшествующего получению пророчества от Пифии, совершался обход огня по кругу – КОЛ/ь,о/Т (КОЛОт). Русское слово КОЛ/ь,о/Т (КОЛОТ) происходит от слова КОЛО и имеет глагольную форму КОЛОТАТЬ – «перемешивать вращением», и означает «обертание», «вращение».
Таким образом, русский ХОРОВОД вокруг костра, это и есть КОЛ/ь,о/Т У РА – обертание у света (для получения знаний-предсказаний), то есть ОБРЯДОВОСТЬ - соблюдение народных традиций и почитание родных Богов.
Можете сравнить: КОЛЬТ - КОЛОТ - КОЛОДА - КОЛЯДА.
Так что, пока русские люди хранили традиции своих предков и помнили СВОИХ Богов, совершая в их честь обряды (хороводы), они были КОЛ/ь,о/ТУРНЫМИ людьми. А с тех пор, как русские люди забыли СВОИХ Богов и оторвались от СВОИХ корней, привившись на еврейский корень в виде иудо-христианской религии, они стали ОКУЛЬТУРЕННЫМИ.
ВОР и РОВ.
Изначально слово ВОР не имело смысла присваивателя чужого имущества, а означало прямо противоположное значение – «созидать», «хранить», «защищать». Это можно определить по смыслу слов, образованных от этого корня: «тВОРить» - созидать, «ВОРота» - зашита, «ВОРотарь» (вратарь) – охранник, «затВОР» - защитник. Существуют также слова «приВОРот» - привлечение, «отВОРотить» - отвести (беду), то есть защитить.
Тот же, кто присваивал чужое имущество, назывался ТАТЬ – ТАиТЬ = прятать. Другое название этого понятия можно определить из слова ВОРОВКА, если обратить внимание на какой слог падает ударение, а именно, на слог РОВ. Если мы от этого корня образуем глагол, то получим РОВАТЬ = РВАТЬ. Тогда ТАТЬ будет называться РОВАЧ = РВАЧ. В связи с этими словами находятся слова УРВАТЬ, ОТОРВАТЬ, СОРВАТЬ, ЗАРВАТЬСЯ.
Культурные русские люди не матерятся, поскольку в России обильный мат всегда был маркером низших социальных классов. Однако если уж Вам приспичило выругаться, то давайте будем ругаться не как мертвые дети всемирной глобализации, а как настоящие русские люди! Серьезно, мы полагаем, что наши русские исконные «визгопряха» или там «елдыга» проймут даже самых привычных к ругани трудящихся.
Старинные русские ругательства:
Ащеул — пересмешник, зубоскал.
Баба-ветрогонка — вздорная (нар.)
Баляба — рохля, разиня (арх.)
Баламошка — дурачок, полоумный, зряшный
Балахвост — волокита (о мужчине) (диал.)
Басалай — грубиян (от «баса» и «лай» — «красиво лаяться») (волог.)
Безпелюха — неряха, рохля, разиня (ур.)
Безсоромна баба — бесстыжая (нар.)
Белебеня — пустоплет (кур.)
Бзыря — бешеный повеса, шатун (нар.)
Бобыня — надутый, чванливый (тул., влад.)
Божевольный — худоумный, дурной (стар.)
Божедурье — природный дурак (стар.)
Болдырь — пузырь, надутый (нар.)
Блудоум — волокита, несмысел (нар.)
Блудяшка — гуляка (диал.)
Бредкий — говорливый, болтливый (от «бред»)
Брыдлый — гадкий, вонючий (стар.)
Буня — спесивый, чванливый (ряз., тамб.)
Буслай — мот, гуляка (др. рус.)
Валандай — бездельник, лодырь (север.)
Вертопрах — продувной ветрогон, гуляка (стар.)
Визгопряха — непоседливая девка (нар.)
Волочайка — распутная жена (олон.)
Вымесок — выродок (стар.)
Выпороток — недоносок (олон.)
Вяжихвостка — сплетница (орл.)
Глазопялка — любопытный (-ая) (моск., яросл.)
Глуподырый (глупендяй, глупеня) — глупый (нар.)
Грабастик — вор, грабитель (диал.)
Гузыня — плакса, рёва («разгузыниться» — расплакаться)
Гульня — непотребная, гулящая баба
Дитка — некошный, нечистый (кур.)
Дуботолк (Дроволом) — дурак (нар.)
Дурка — сумасшедшая, дура (укр.)
Елдыга — бранчливый (нар.)
Еропка — надутый, чванливый (тул.)
Ерохвост — задира, спорщик (нар.)
Ерпыль — малорослый, торопыга (пенз.)
Ёнда (Шлёнда) — непотребная баба (арх.)
Ёра — озорная, бойкая на язык (пенз., твер.)
Жиздор — задира (раз.)
Загузастка — круглая, толстая девка или баба (нар.)
Задор-баба — бранчливая, бойкая (нар.)
Заовинник — деревенский волокита (нар.)
Затетёха — дородная бабища (нар.)
Захухря — нечёса, неряха, растрепа (кал., ряз.)
Кащей — жадный (стар.)
Киселяй — вялый (пск., твер.)
Колоброд — шатун, бездельник (нар.)
Коломес — вздор говорящий (нар.)
Колотовка — драчливая и сварливая баба (орл.)
Колупай — мешковатый, медлительный (нар.)
Королобый — крепкоголовый, тупой, глупый (нар.)
Костеря — брюзга, ворчун (нар.)
Кропот — ворчун (стар.)
Куёлда — сварливый (-ая), вздорный (-ая) (диал.)
Курощуп — бабник, волокита (нар.)
Ледаша детина — негодный, плохой (нар.)
Лежака — лентяйка (ворон.)
Лободырный — недоумок (нар.)
Лоха — дура (пск., твер.)
Лоший — дурной, плохой (костр.)
Луд — дурак (от «лудить» — вводить в заблуждение, обманывать) (др.слав.)
Любомудр — любящий мудрствовать, затейный (др.рус.)
Лябзя (лябза) — болтун, пустомеля (олон.)
Мамошка — публичная женщина (диал.)
Маракуша — противный человек (кандалакш.)
Межеумок — человек гораздо средний (стар.)
Михрютка — неуклюжий, неловкий (диал.)
Младоумен суще — глуп смолоду (др.рус.)
Мордофиля — чванливый дурак (стар.)
Моркотник — человек без понятия (лешукон.)
Москолуд — шутник, проказник, дурачок (от «маска луд») (др.рус.)
Мухоблуд — лентяй, лежебока (стар.)
Насупа — угрюмый, хмурый (диал.)
Насупоня — надутый, сердитый (нар.)
Невеглас — темный, невежа (др.рус.)
Негораздок — недалекий (пск.)
Неповоротень — неуклюжий (стар.)
Несмысел — глупец (стар.)
Нефырь — неугодный, непотребный (волог.)
Обдувало — обманщик, плут (стар.)
Облом — грубый, невежа (стар.)
Облуд — обманщик (др.рус.)
Огуряла — безобразник («огурство чинить всякое» — безобразничать) (др.рус.)
Окаём — отморозок (стар.)
Околотень — неслух, дурень (др.рус.)
Остолбень — дурак (стар.)
Охальник — безобразник (нар.)
Пеньтюх — пузатый, жопистый (твер.раз.)
Пехтюк — неповоротливый, обжора (пск., твер.)
Печегнёт — лентяй (нар.)
Печная ездова — лентяйка (нар.)
Плеха — женщина легкого поведения (стар.)
Попрешница — спорщица (моск.)
Потатуй — потаковщик, потатчик, подхалим (др.рус.)
Похабник — ругатель, сквернослов (стар.)
Пресноплюй — пустобай, болтун (нар.)
Псоватый — на пса похожий (нар.)
Пустобрёх — болтун (нар.)
Пустошный — пустой, глупый, зряшный (диал.)
Пыня — гордая, надутая, недоступная (как правило о женщине) (кал.)
Пятигуз — ненадежный, попятный (нар.)
Развисляй — неряха, рохля, разиня (моск.)
Разлямзя — неповоротливый, вялый (пск.)
Разноголовый — неразумный, недогадливый (помор.)
Разтетёха — плотная, жирная девка, баба (нар.)
Растопча — разиня, олух (тамб.)
Расщеколда — болтливая баба (нар.)
Рахубник — безобразник (рахубничать — безобразничать) (сев.)
Рюма — плакса (от «рюмить» — плакать)
Свербигузка — девка непоседа (нар.)
Сдёргоумка — полудурок (нар.)
Сиволап — неуклюжий, грубый мужик (нар.)
Скапыжный — сварливый, вздорный (тарусск.)
Скоблёное рыло — со сбритой бородой (стар.)
Скаред — скупой, жадный (др.рус.)
Сквернавец (Сквернодей)- нехорошо, скверно поступающий (стар.)
Сняголовь (Сняголовый) — головорез, сорвиголова, лих человек (сняголовить — безобразничать, хулиганить) (вят., перм.)
Стерва — падаль, стервятина (др.рус.)
Страмец — срамец, бесстыдник (стар., ур.)
Страхолюд — урод (нар.)
Суемудр — ложно премудрый (др.рус.)
Тартыга — пьяница, буян («тартыжничать — безобразить) (влад.)
Телеух — олух, глупый (перм.)
Тетёшка — гулящая баба (нар.)
Титёшница — баба с большими титьками (моск.)
Толоконный лоб — дурак (от «толокно»)
Трупёрда — неповоротливая баба (диал.)
Трясся — сварливая, вздорная баба (нар.)
Туес — бестолочь (иносказ.)
Тьмонеистовый — невежа (стар.)
Тюрюхайло — неряха (кур.)
Углан — повеса (вят., перм., каз.)
Урюпа — плакса, замарашка, неряха (нар.)
Фетюк — оскорбление в адрес мужчины
Фофан — простофиля, дурак (орл.)
Фуфлыга — прыщ, дутик, невзрачный маленький мужичок («фуфлыжничать» — шататься, жить за чужой счет) (нар.)
Хабал — нахал, смутьян, грубиян (олон.)
Хандрыга (ханыга) — праздный шатун (диал.)
Хмыстень — вор (моск.)
Хохрик — горбатый (нар.)
Хобяка — неуклюжий неловкий (тул.)
Чёрт верёвочный — сумасброд (стар.)
Чужеяд — паразит, нахлебник (др.рус.)
Шаврик — кусок дерьма (моск.)
Шалава — дурак, глупый (перм.)
Шалопут — беспутный, ветрогон (стар.)
Шинора — проныра (кольск.)
Шлында — бродяга, тунеядец (смол.)
Шпынь голова — нечёсаный (нар.)
Щаул — зубоскал (др.рус.)
Сурица - солнечный напиток
Самая полезная пища, это пища родная - растущая на той земле, в том крае где проживает человек. То же самое можно сказать и о напитках.
Травы садовые, дикие, цветы пахучие - все сгодится для приготовления Сурицы, древнего руского напитка.
Самое, конечно, удивительное - это вкус. А вкусов может быть сколько угодно. Есть, где разгуляться творчеству хозяюшек.
Если положить листья дикой клубники, мяты - получится один вкус, малины, тархуна, яблони - другой. А вот если тысячелистника, смородины и т. д., - третий.
Можно заложить в трехлитровую банку сразу все травы, заполнив ими приблизительно на одну треть, а можно и каждую травку отдельно. Затем заливаем ключевой водой, или другой, которая вам люба, плюс 150 г меда, прикрываем марлечкой - и на три денёчка в тёплое место.
Если дни жаркие, то листья убираем через два дня. Если наоборот, то можно оставить чуть дольше.
Зимой же на сушенных травушках готовится. И стоит просто на столе, на кухне - настаивается.
Затем листья убираем. Сурица готова! Доброго здравия!
Явь, Навь, Правь…
Нет ничего удивительного в том, что культура любого народа включает в себя ряд космогонических мифов, в той или иной степени отражающих устройство Вселенной. В этом смысле реальность чаще всего делится на своеобразные «пласты», которые определяются целым спектром характерных черт. Пласты взаимодействуют и сущности переходят из одного в другой, образно говоря, меняя свое «агрегатное состояние». Самый простой пример – земной мир, рай и ад (христианский вариант).
Для славян ад, рай, чистилище и прочие понятия данного ряда попросту не существовали.Как и в древнескандинавской эзотерике у славян рай, ад и прочие нагромождения максимально метафоризированных и абсолютно нереалистичных описаний заменяются вполне адекватными топосами. И здесь очень важно понимать, что, в частности, Навь – это не славянский ад, а Правь – это не славянский рай. Здесь речь идет о принципиально иных категориях, потому что наши Предки никогда не делили мир на «черное» и «белое», абсолютно четко понимая, насколько сложна и многообразна Вселенная.
Начнем с базиса. Явь у славян – это трехмерный мир, если так будет проще – физический, платоновский мир вещей. Самая очевидная аналогия – Мидгард у древних скандинавов, хотя известно, что многие восточнославянские племена, в частности – племена, населявшие побережье Балтики, также использовали данное понятия. Но в контексте тематики данного материала важно другое.Важно то, что понятие «Явь» у славян вполне очевидно происходило от слова «явный», то есть «видимый» или «зримый», хотя в современных славянских эзотерических учениях принят иной подход, обратный: слово «явный» и его производные этимологическипроизошли от понятия «явь». Насколько это справедливо – другой вопрос, важно, что само понятие существует и его значение недвусмысленно. Явь у славян являлась тем пластом реальности, в котором пребываем мы все, люди, в своих нынешних, физических оболочках.После смерти (смены мерного тела), человек в соответствии с верованиями наших Предков меняет пласт бытия, переходит в иную реалию с большим, либо с меньшим числом измерений (либо речь может идти о мирах, вибрирующих с более высокими или низкими частотами).
Итак, после физической гибели человек в любом случае (и это важно) попадает в Навь. Навь у славян это, как бы мы сейчас казали, загробный мир. Но данное понятие не имеет негативного оттенка, оно нейтрально, и его ближайшая аналогия – Дуат, загробный мир из древнеегипетской мифологии. То есть у славян фактически Вселенная делилась на два пласта – Явь и Навь, мир живых и мир мертвых, сменивших свое физическое тело на иное.Правь у славян никогда не являлась самостоятельным миром или отдельным пластом реальности, это очень важно, потому что сегодня многие заблуждаются на этот счет. Фактически Навь (то есть, как мы уже знаем, загробный мир, в буквальном смысле) разделена на два «уровня» или измерения – это Темная Навь (или просто Навь) и Светлая Навь (она же Правь). По легенде изначально вся Навь была Светлой, то есть понятия Навь и Правь имели одно значение. Но затем Чернобог в результате, скажем так, неких манипуляций (это тема другого материала) создал Темную Навь, которая населилась (сама собой) разными низкочастотными сущностями. Это злоба, ненависть и печаль людей, концентрированная и воплощенная. Кроме того, в Темную Навь попадают люди, не нашедшие упокоение при жизни,либо те, чья жизнь была объективно неправедной. В этом смысле у славян все было достаточно просто: чти Предков и живи по совести. Это два принципа, составляющие жизнь праведную. Все остальное – убийство, кража и далее по списку – это лишь действия, выполняемые человеком в зависимости от обстоятельств и в соответствии с совестью (совесть у наших Предков была не одна, различали совесть личную и Вселенскую, то есть основу, стержень бытия).
Правь у славян считалась местом, в котором живут боги (асы) и праведные люди. При этом важно отметить, что Правь имела семь уровней (семь небес), боги жили лишь на четвертом. Это достаточно любопытное замечание, которое заставляет задуматься человека с живым, пытливым умом. Аналогичные вопросы возникают при прочтении Эдды (что одной, что другой), в частности – при упоминании Утгарда.
Таким образом, у славян Явь, Навь и Правь в совокупности представляли собой четко определенную систему мироздания. Здесь не было места пытаемым грешникам и прочей ереси, потому что в Темной Нави, в мертвом мире, в котором нет ни солнца, ни жизненной энергии, существование человека становится наказанием само по себе. Поэтому такие понятия как «славянский ад» или «славянский рай» выглядят настолько глупо и низко, что употреблять их может лишь исключительно невежественный человек. И тут можно отметить еще один нюанс, отличающий славянское «мироустройства» от, например, христианского. У христиан ад и рай – это окончательные пункты назначения, то есть попав в любое из этих мест, выбраться из него уже нельзя. У славян Навь (и разумеется Правь, органичная часть Нави) часто пересекаются с Явью, земным миром, и не только в плане мифологических сюжетов. Речь идет о том, что желание и воплощенное намеренье человека определяют его бытие в любом мире. Правь – не предел, как минимум, нашим Предкам были известных лишь четыре «неба» этого мира, из семи. Навь – отражение Прави, со своей градацией, со своей иерархией, но «в другую сторону», со знаком минус.И при совершении определенных действий сущность, в частности – человек, вполне могла сменить мерность (мир, пласт Вселенной). Все это действительно важно, потому что помогает более развернуто и более глубоко понять культуру наших Предков, осознать ее предтечи и первоосновы, принять ее такой, какая она есть на самом деле, а не такой, как нам ее преподносят.
Ссылка на источник: http://radogost.ru/jav-prav-nav-u-slavjan.html
Столетия назад европейская территория нашей страны выглядела совсем иначе. Ее покрывали густые леса, непролазные топи. В лесах и на лугах росли деревья и травы, которые сегодня узнал бы не каждый любитель природы, настолько они стали редки. А некоторые и вовсе исчезли. По-другому выглядели поля и огороды наших предков, поскольку произрастали там совсем не те культуры, к которым мы привыкли. Какие же растения мы практически утратили?
Репа
Некогда в России она была главной овощной культурой. Огороды называли «репища», поскольку росла на них по преимуществу репа. Выражение «проще пареной репы» знают все. Действительно, что может быть проще: собрать в огороде сладкие и крепкие корнеплоды и запарить их в глиняном горшке в русской печке? С маслом – просто объедение! Благодаря высокому содержанию кальция репа была надежным средством защиты от рахита, заболеваний костей и крови. Кроме того, в репе содержится масса других полезных веществ, которые на столетия сделали ее не только главным овощем крестьянского стола, но и главной помощницей знахарей и травников. Свою роль «царицы огородов» репа утратила в середине XIX столетия, когда повсеместно распространился картофель, который и вытеснил ее из повседневного обихода. Но до сегодняшних дней репа нет-нет да и попадается на рыночных прилавках или на огородах дачников.
Полба
Когда Балда из известной сказки рядился с попом о найме на работу, он выдвинул такие условия: «В год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу». Полбой называют один из видов пшеницы, по-научному - triticum dicoccum» - «двузернянка». Этот злак известен с древнейших времен. Полбу выращивали в древнем Египте, Вавилоне, Армении. Археологические находки указывают, что полба была главным злаком у представителей трипольской культуры, возникшей в эпоху неолита на территории современной Украины. Впоследствии этот злак получил широкое распространение и в России. Его достоинство в том, что он крайне неприхотлив и дает высокий урожай. Муку из полбы делали редко, она не очень высокого качества, зато каша из полбы получалась отменная. Постепенно полба была вытеснена рожью.
Махорка
Когда-то в российских селах рядом с луком и огурцами росла махорка. Крестьяне выращивали для себя курево самостоятельно, чтобы не покупать дорогой табак в лавках. Для этого использовалось однолетнее растение семейства пасленовых Nicotiana rustica – махорка. Листья махорки использовали для изготовления жевательного и нюхательного табака, их них же крутили знаменитые «козьи ножки». Махорка прекрасно росла на всей территории России, поскольку достаточно неприхотлива и морозоустойчива. Именно махорку начал внедрять в России Петр I, поскольку табак был достаточно дорог.
Разводить махорку не сложно, главные хлопоты - после уборки. Для того чтобы махорку можно было курить, ее листья подвергают сушке, томлению и ферментации. Готовую махорку можно было довольно выгодно продать на рынке. Со временем, когда повсеместно распространилась продажа недорогих папирос и сигарет, махорка исчезла с огородов россиян.
Тис
Это великолепное хвойное вечнозеленое дерево с многочисленными ярко-красными плодами-ягодками. Из-за них его называют иногда «тис-ягодник». В высоту он достигает иногда 20 метров, обхват ствола – до четырех метров. Тис живет очень долго. Самым древним экземплярам – больше тысячи лет. Некогда тис рос на всей территории Европы - от Ла-Манша до Урала и от Скандинавии до Кавказа. Сегодня в нашей стране сохранились тисовые деревья, растущие в Крыму,, в западной части Северного Кавказа и на территории Калининградской области.
В древности тис почитался как «дерево смерти». Дело в том, что в древесине, коре, побегах, хвое и семенах этого дерева содержится ядовитый для человека и животных алкалоид. В Средние века считалось, что человека можно отравить, угостив его напитком из тисового кубка. Но есть у тиса и другое качество, за которое его древесина издавна очень высоко ценилась, - она практически не гниет. Тис шел на изготовление досок для кораблей, в богатых домах делали балки из тиса. Очень высоко ценились гробы, изготовленные из этого дерева. Кроме того, древесина тиса очень красива, имеет красно-коричневый оттенок, поэтому тис часто называют «красным деревом».
В «Слове о полку Игореве», в эпизоде, где Святослав рассказывает о своем сне, есть такая строка: «Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою, на кроваты тисовѣ». Специалисты склонны под «тисовой кроватью» понимать смертное ложе или гроб. Именно из-за своей ценной древесины тис и оказался в числе исчезающих деревьев.
Ятрышник
Еще недавно на влажных лугах и лесных полянах, на болотистых участках леса в изобилии росла дикая орхидея Orchis maculata, которую в народе называют «ятрышник» или «кукушкины слезки». Ятрышник был распространен почти на всей территории России, за исключением тундр Крайнего Севера. Свое название он получил из-за подземных клубней, которые, вырастая попарно, напоминали нашим предкам мужские тестикулы (ятра). Название «кукушкины слезки» происходит из-за цветков, покрытых крапинками. Ятрышник – неприхотливое растение, склонное «уходить» в сторону от возделываемых земель, туда, где влажно и безлюдно. А поскольку таких мест становится все меньше, то постепенно ятрышник перешел в разряд вымирающих видов. Сейчас его выращивают садоводы-любители редких цветов. А между тем ятрышник – очень полезное растение. Его цветки, стебель применяются в народной медицине. Особенно ценятся ятра, которые помогают при половом бессилии. Недаром в старину «кукушкины слезки» входили в состав всех приворотных зелий.
Лилия-саранка
Иначе этот цветок называют «кудреватая лилия» или «царские кудри» -из-за прихотливо загнутых кончиков лепестков. Этот ярко-красный очень красивый цветок когда-то рос на всей территории России, сегодня он сохранился лишь за Уралом.
В народной медицине лилия-саранка издавна используется для заживления ран, приготовления настоев от зубной боли. В Сибири считают, что ярко-красная лилия выросла там, где упала кровь из сердца самого Ермака Тимофеевича, поэтому цветок является символом воинской доблести. Луковицы этого растения, которые отличаются приятным вкусом и высоким содержанием белковых веществ, сделали его исчезающим видом. Еще недавно люди собирали саранку охапками – на букеты - а луковицы выкапывали и заготавливали впрок. Старожилы помнят, что они очень вкусны и сырые, и сваренные - с молоком и маслом.